Открытый лицей
«Всероссийская заочная многопредметная школа»
Главная страница Отправить сообщение Писк
 

НОВОСТИ

25.04.2017
Набор 2017

Идет прием вступительных работ на 2017-2018 учебный год


Архив новостей


 

Как мы учим биологии в ОЛ ВЗМШ

В чем особенности обучения на отделении биологии ВЗМШ? Кому предназначена наша школа, кому стоит попробовать, а кому лучше искать другие способы образования?

Начнем с конца. Нашим ученикам приходится много читать и писать. Тем, кто не может преодолеть себя и прочитать хотя бы небольшое пособие страниц на 20, а также написать свой ответ достаточно подробно, советуем поискать другие способы обретения знаний. На этом список противопоказаний заканчивается. Но все же стоит заметить, что ВЗМШ не может заменить общения с живой природой, так же как и работу в кружке. Если у вас в школе (городе и т.д.) есть биологические кружки, общества, никогда не упускайте возможности поработать в них.

Кроме того, ВЗМШ никогда не стремилась ограничить свою деятельность исключительно подготовкой школьника к поступлению в вуз, со всей определенностью надо сказать, что ВЗМШ« это не заочные подготовительные курсы.

Биологическое отделение ВЗМШ создано учеными-биологами и предназначено для тех учеников, которых интересует наука биология. Поэтому нашей целью стало научить школьников некоторым методам научной работы, показать современные достижения биологической науки, причем сделать это так, чтобы ученики имели возможность творчески работать.

Основной вид работы ученика« решение задач. Мы ставим во главу нашего подхода к обучению именно умение докапываться до решения задач, то есть достижение реального результата. Понятно, что в школе решению задач по биологии уделяется очень мало времени. Так что редко у кого есть реальный опыт в их решении. А если у человека нет такого опыта, то ему порой остро не хватает учителя, который бы показал, как решаются подобные задачи, разобрал теорию и практику. Но в жизни мало толку от такой учебы, потому что жизнь не предлагает стандартных задач. Нет никакого творчества в воспроизведении известных алгоритмов, как нет творчества в штамповке ширпотреба. Часто слышишь: вначале как следует изучи теорию, а затем можно начинать решать всякие проблемы. Но мы давно убедились, что знание теории, многочисленных фактов тренируется путем решения задач гораздо эффективнее, чем прямым заучиванием информации.

Что же представляют собой биологические творческие задачи? По своей сути« это модели реальных научных проблем. Если задача действительно сложная, то для ее решения необходимо владеть многими навыками мышления, причем владеть скорее неосознанно. Так же как невозможно сознательно плыть, читая учебник по плаванью, или ехать на велосипеде, старательно двигаясь, как надо. Как вы понимаете, плыть и ехать возможно только после отработки навыков, доведения их до автоматизма, неосознанного использования.

Поставив перед новичком действительно сложную задачу, мы рискуем навсегда вселить непреодолимый страх перед задачей, неверие в свои силы со всеми вытекающими негативными последствиями. Поэтому оказываются совершенно необходимыми задачи I уровня« более легкие. Мы старались придумывать и подбирать их так, чтобы для их решения требовалось использовать, главным образом, отдельные навыки абстрактного мышления. Конечно, любая задача получается комплексной, то есть идеал« одна задача« один навык, недостижим, но мы к нему стремимся.

Соответственно задачи II уровня являются теми моделями научных, а иногда жизненных проблем, о которых мы говорили выше. Понятно, что их решение требует гораздо большего напряжения сил. И все же эти задачи под силу ученику на определенной ступени его развития. Теперь совершим короткую экскурсию по типам задач и тем навыкам абстрактного мышления, которые они тренируют.


отправить ссылку другу версия для печати 

Все права принадлежат
ГОУ „Всероссийская заочная
многопредметная школа”
2007-2008
разработка сайта:
http://audacity-design.ru
Россия, 119234, Москва,
Воробьёвы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ
тел/факс: (495)939-39-30
e-mail: vzmsh@vzmsh.ru
Проезд к школе